Процесс принятия решений о бюджетах (региональном и городском).
Накануне года (обычно в ноябре-декабре), бюджет на который мы рассматриваем, принимается "Закон о бюджете". Наиболее важной частью принимаего закона является "расходная ведомость", а также прогноз доходов бюджета (в разрезе всех источников). См. ###. Далее, в течение рассматриваемого года, как минимум три раза (в районе конце каждого квартала, кроме последнего) принимаются поправки к закону о бюджете. В основном они касаются изменения прогноза доходов и соответствующей корректировки расходов (с учетом уже реально понесенных расходов к этому моменту). Иногда поправки могут приниматься чаще чем 3 раза в год.

Далее, по окончанию года через несколько месяцев принимается закон "Об исполнении бюджета", содержащий уже точную (не прогнозную) информацию о реальных доходах и расходах бюджета. Для целей анализа эта информация наиболее пригодна, но если аналитика проводится до принятия Закона об исполнении, то используются Закон о бюджете с учетом последних поправок.

Чтобы лучше понять ситуацию по срокам, приведем кокретный пример: рассмотрим бюджет на 2012 г. Закон о бюджете был принят ###, далее в ... ... ... принимались поправки, и, наконец, в ... 2013 году был принят Закон об исполнении бюджета.

Технические вопросы.

В начале мы обрисуем в общем проблемы, с которыми пришлось столкнуться при попытке проанализировать бюджеты исходя из тех данных, которые представлены в открытом доступе.

1) Документ содержащий информацию о расходной части областного бюджета представляет собой файл в формате Microsoft Excel, включающий несколько тысяч строк. При этом, как выяснилось, он содержит в себе иерархию расходов по статьям и подстатьям, включающую как минимум 7 уровней. В зависимости от года число этих уровней менялось.
Для "обычного" гражданина такой формат представления иерархических данных совершенно не пригоден. Даже для того, чтобы понять, какова структура данного документа, требуется несколько дней работы, не говоря об извлечении конкретной информации.
2) Иерархия статей и подстатей, в разрезе которых представлены расходы, содержит одну проблему, которая сильно затрудняет разбор документа, а именно она не является "сбалансированной по длине веток". Что это значит, покажем на примере:
###
3) Любой анализ бюджетов интересен в первую очередь в динамике, т.е. важным является возможность понять, как менялось финансирование тех или иных статей по годам. При попытке это сделать приходится сталкиваться со следующими проблемами:

а) некоторые статьи исчезают или появляются в разных годах, причем происходить это может на любом уровне иерархии;
б) названия статей меняются, а также меняются и их идентификационные номера.
в) в некоторых случаях одна и та же подстатья расходов может быть приписана к различным статьям более высокого уровня.

Также, все эти 3 пункта относятся и к доходам бюджетов.

Перечисленные три момента приводят к тому, что задача по извлечению информации и корректному анализу ее в динамике становится для среднего гражданина практически невыполнимой, т.к. требует квалифицированной и длительной работы. Несколько проще работать с информацией о доходах, но не принципиально.

В ходе нашей работы мы в большой степени избавились смогли скомпоновать исходные данные в виде, принципиально упрощающем получение информации гражданином. См. интерактивные деревья: ###.