В данном разделе мы опишем бюджетную систему РФ в самом общем виде.

Общая информация

В РФ предусмотрены 4 уровня бюджетов:

  1. Федеральный бюджет
  2. Бюджеты субъекта федерации (региональные)
  3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов (муниципальные)
  4. Бюджеты поселений

Кроме того, часть общественных расходов проходит через т.н. “внебюджетные фонды” (основные: Пенсионный и Медицинского страхования), которые, по сути, являются отдельными “бюджетами”.

Пояснение по уровням 3 и 4: каждый субъект федерации разделен на муниципальные районы, но, при этом, несколько крупнейших городов в каждом регионе выделяются в отдельные городские округа, не входящие в районы. (Например, в НСО таких образований пять: Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь и Кольцово). С т.зр. бюджетов дальнейшее административное деление городских округов не предусматривается (во всяком случае, по состоянию на июнь 2014 г.), в отличие от муниципальные районов, внутри которых выделяются отдельные поселения со своими бюджетами. В "поселении" может быть и более одного населенного пункта. (Бюджетов муниципальных районов и поселений мы касаться пока не будем.)

Формальный процесс

Что собой представляют бюджеты формально? Законодательный орган соответствующего уровня в конце каждого года принимает законодательный акт под названием "Закон (решение) о бюджете города / области / федерации на … год".  Принимаемый документ содержит достаточно объемный текст собственно закона, и большое количество приложений в табличной форме. Основная информация, содержащаяся в приложениях - детальное описание того, как планируется тратить бюджет, и из каких источников будет происходить его наполнение и в каком объеме. Также, там содержится разнообразная дополнительная информация, по типу нормативов распределения некоторых налоговых доходов в нижестоящие бюджеты. 

При этом, т.к. значения доходов являются прогнозными, соответственно надо понимать, что расходы планируются тоже в определенной степени условно. Далее, как минимум раз в квартал принимаются свежие “версии” законов о бюджете, — корректирующие планы на расходы в соответствии с вновь поступающей информацией (в первую очередь по реально полученным доходам). И, далее, в середине следующего года принимается "Закон (решение) об исполнении бюджета города / области / федерации за … год”. Для ретроспективного анализа этот документ наиболее пригоден, т.к. содержит информацию о реальных поступивших и потраченных финансовых средствах - уже не прогнозную, а точную, проведенную по документам (разумеется, с точностью до желания уполномоченных органов сообщать достоверную информацию). 

Надо сказать, что реальный объем информации, содержащийся в принимаемом документе, огромен. Для осмысления в первом приближении того, что собственно содержится  во всех этих приложениях понабилось несколько дней работы. А для детального разбора и разработки технологий извлечения содержательной информации - несколько месяцев.

Для примера рассмотрим бюджет НСО за 2013 год. Количество строк в основном документе по расходам - около 3000. При этом детализация затрат бюджета далеко не является подробной, скорее наоборот. (Конкретно понять, о чем идет речь, можно вот в этом разделе сайта: техническая "спецификация" бюджетных документов). Для бюджета Новосибирска ситуация немного попроще, но не принципиально.

Наполнение бюджетов

В наиболее общем виде источники поступления средств бюджетов всех уровней делят на 2 категории - собственные доходы и безвозмездные поступления из других бюджетов (т.н. трансферты).

(Несколько особняком стоит еще одна категория: финансирование дефицита. С одной стороны -  это отдельный источник доходов - заемные ср-ва, с другой - теоретически в будущем они все равно должны будут отдаваться из первых двух источников. Практически, конечно, зачастую на бюджете постоянно висит какой-то долг, и будет висеть до скончания времен либо до ближайшей революции, поэтому дефицит можно все же считать отдельным видом “дохода”).

Безвозмездные поступления, как правило, идут из вышестоящего бюджета за редкими исключениями. (Поэтому для федерального бюджета источник финансирования по сути один). 
Для различных региональных бюджетов ситуация может разительно отличаться - например, в консолидированном (объяснения - см. ниже) бюджете НСО доля трансфертов около 14%, а 86% - собственные доходы. Для республик Северного Кавказа соотношение обратное - они обеспечивают себя бюджетом на 20%, остальное - поступления из федерального бюджета. (При этом бюджетная обеспеченность на душу населения в НСО и, к примеру, в Чечне - одинаковая). Информация по всем регионам смотрите здесь.

Некоторые важные понятия бюджетного процесса

I. Выше мы употребили выражение “консолидированный бюджет”. Консолидированный бюджет территории - это общая сумма расходов основного бюджета территории и всех бюджетов более низкого уровня. Важно понимать, что консолидированный бюджета не есть просто сумма всех бюджетов на территории, т.к. в такую сумме 2 раза и более будут входить трансферты между бюждетами. Иначе говоря, чтобы получить сумму консолидированного бюджета НСО нужно сложить суммы всех бюджетов, и вычесть сумму всех трансфертов между ними. 

Консолидированный федеральный бюджет, таким образом, составляют всевозможные расходы государственных и муниципальных органов по всей стране. (Хотя это не совсем точно, т.к. в консолидированный бюджет не входят расходы внебюджетных фондов). 

II. Виды трансфертов. Трансферты - это любое перечисление денег между бюджетами. Все трансферты подразделяются на 4 категории:

  1. Дотации
  2. Субсидии
  3. Субвенции
  4. Иные трансферы

Точные определения можно легко найти на специализированных ресурсах, мы здесь опишем ситуацию предельно сжато:

1. Дотации - нет цели, нет срока. Деньги дают просто так, распоряжаются ими как угодно.
2. Субсидии - есть цель, нет срока. Деньги можно расходовать только на конкретные вещи. Кроме того, как правило, имеет место совместное финансирование.
3. Субвенции - есть цель, есть срок. Условия те же, что и для субсидий, плюс деньги, не израсходованные в срок, подлежат возврату. 
4. Иные трансферты - все остальное. (Условия для этого пункта придумать сложно, но почему-то бывают).

Примеры:

1. Дотации.
Тут примера как такового нет - дотации все одинаковые, просто конкретная сумма, зачисляемая в бюджет. 

2. Субсидии. 
“Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров.” - 8 млн.руб. поступило в 2012 г. из федерального бюджета в бюджет НСО. Если сумму не успели освоить в 2012 г., то остаток можно будет потратить на те же цели в следующем.

3. Субвенции.
“Субвенции бюджетам на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву” - 45 млн.руб. в 2011 г. поступило из ФБ в бюджет области. Здесь тоже все понятно - сумма вычисляется по конкретной надобности, если реальная потребность оказалась меньше - остаток возвращается.
Впрочем, реально возврат субвенций - вещь чрезвычайно редкая.

4. Иные трансферты.
“Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание депутатов Государственной Думы и их помощников”. Около 12 млн.руб каждый год.

Распределение налогов между бюджетами

Основным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги. Различные налоги  зачисляются в разные бюджеты, и один и тот же налог может в определенных соотношениях перечисляться в разные бюджеты. Подробности можно будет увидеть в других разделах, здесь мы опишем эту систему в самом общем виде. 

В федеральный бюджет идут:
1) налог на добычу полезных ископаемых
2) экспортная и импортная таможенные пошлины
3) налог на добавленную стоимость
4) небольшая часть акцизов

В бюджет субъекта идут
1) налог на прибыль (90%)
2) налог на доходы физических лиц (около 70%)
3) налог на имущество организаций
4) бо́льшая часть акцизов

В муниципальные бюджеты зачисляются
1) налог на доходы физических лиц (около 30%)
2) земельный налог

Кроме того, в отдельные фонды перечисляются пенсионные и “медицинские” платежи. (Ранее это называлось “Единым социальным налогом”).